Аутизм

Фитотерапия при аутизме

Каждому родителю приятно наблюдать, как его ребёнок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на происходящее вокруг. Малыши тоже любят постоянно окружающее их внимание и очень в нём нуждаются. Такая ситуация в семье — не только проявление любви, но и необходимое условие умственного развития ребёнка. Однако есть дети, которые совсем не реагируют на окружающих и словно живут в своём собственном мире. Их ничто не интересует. Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у этих детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации.
Ребёнок, у которого появляются симптомы, схожие с перечисленными, страдает аутизмом.

Жизнь в «скорлупе»
Термин «аутизм» (от греческого autos — сам) был введён психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 году впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно причины, механизма развития, проявлений, лечения, прогноза этого психического расстройства.
Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии или выраженной ограниченности контакта с внешней реальностью. Ребёнок как будто отгорожен от мира, живёт в своём панцире, «скорлупе». Может создаться впечатление, что он не замечает окружающих людей, для него имеют значение только собственные интересы и нужды. Попытки «проникнуть» в его мир, вовлечь в контакт приводят к вспышке тревоги, агрессивным и самоагрессивным проявлениям. Часто больший интерес вызывают предметы, а не люди: ребёнок может часами заворожено следить за движением пылинок в луче света или рассматривать свои пальцы, крутя ими перед глазами, и не реагировать на призывы матери. Иногда ему нравится играть рядом с другими детьми, смотреть, что они делают, что пишут в тетради, во что играют, при этом больший интерес вызывают не дети, а то, чем они занимаются. Поведение ребёнка в общественных местах может быть недостаточно адекватным. Так, он может кричать, в магазине всё хватать с полок, а если кто-то обращает на него внимание, то начинает нервничать. В детском саду не соблюдает режим, не слушается воспитателей, не участвует в занятиях, а может сидеть, например, в шкафу.
Такие дети испытывают большую потребность в сохранении стабильности и неизменности привычного окружения. Их поведение ограниченно и стереотипно.
В свою жизнь они вносят большое количество ритуалов и нуждаются в их неукоснительном выполнении, например, перед сном требуют, чтобы им читали рассказы из семи определённых книг в определённой последовательности. К музыке у них тоже своё отношение. Нередко у малыша отмечается прекрасный музыкальный слух, любовь к музыке, которую он внимательно слушает, безошибочно узнаёт мелодии, кружится под них, а некоторых может бояться, поворачиваться спиной к магнитофону, пятиться из комнаты, вжав голову в плечи. Физическое развитие при чистых формах детского аутизма, как правило, нормальное.
Постепенно ребёнок может развить иногда достаточно глубокие и прочные связи с родителями, братьями и сёстрами. У некоторых детей социальное развитие улучшается в течение подросткового и взрослого периодов жизни.
Но значительный шаг вперёд по улучшению общения с окружающим миром удаётся сделать лишь небольшому количеству аутичных детей. Известно, что при отсутствии лечебно-коррекционной помощи до 70 % малышей с аутизмом становятся глубокими инвалидами и нуждаются в постоянной помощи посторонних лиц. Поэтому чем раньше получит страдающий ребёнок лечебно-коррекционную помощь, тем больше появится у него шансов жить нормальной жизнью.

Психотерапия плюс травы
Действие лекарственных препаратов, назначаемых аутичным детям (пирацетам, пикамилон, дигидрокверцетин, комплекс витаминов группы Ви пр.) направлено на уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию (например, выраженная агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность). Детям со сниженным интеллектуальным развитием необходима коррекционная работа, проводимая по специально разработанным методикам, учитывающим особенности эмоциональной сферы, общения, восприятия окружающего мира. Идеальным вариантом является комплексные меры, включающие педагогическое воздействие, музыкальные, танцевальные и т.п. занятия и обязательно психотерапию.
Психотерапия должна быть одной из составляющих комплексного терапевтического воздействия. Она воздействует на эмоциональные проблемы ребёнка, помогает устанавливать полноценный контакт с окружающими, преодолеть глубокие психологические барьеры, страхи. Это длительный процесс.
Самым лучшим является режим — 3—4 сеанса в неделю в течение нескольких лет. Но потраченные усилия оказываются ненапрасными.
Определённую пользу могут принести и некоторые лекарственные растения. Поиск правильного лекарственного средства и адекватной его дозировки при аутизме часто очень тяжёл, и могут уйти месяцы на апробацию различных лекарственных препаратов. Это касается использования мелиссы, багульника, любистока, солянки холмовой, бакопы, шизонепеты, шлемника байкальского, датиски коноплёвой. Хороший эффект дают препараты гинкго двулопастного (танакан, билобил), которые положительно влияют на процессы обмена веществ в нейронах мозга, улучшают усвоение глюкозы и кислорода, обладают выраженными ноотропными и антиоксидантными свойствами. Известен дормиплант (экстракт корня валерианы и листьев мелиссы), улучшающий сон и дающий успокоение при тревожном напряжении. В ряде случаев помогает утренний приём экстракта родиолы, настойки левзеи, а вечером — душицы, мелиссы, пассифлоры, валерианы и других растений, проявляющих успокаивающее, улучшающее сон, стрессопротективное и вегетостабилизирующее действие. Все перечисленные растения и препараты желательно использовать после консультации с врачом, знающим эти растения, а лучше — прошедшем подготовку по фитотерапии. Каждые 2—3 недели фитопрепараты меняют, чтобы не развилось привыкание.
Эффективен в лечении аутизма и травяной сбор, включающий цветки боярышника пятилопастного (3 части), плоды шиповника коричного (4), рябины красной (2), траву спорыша (4), зверобоя продырявленного (3), донника лекарственного (2), багульника болотного (1), мелиссы лекарственной (2), дербенника иволистного (3), посконника (4), корни пиона уклоняющегося (3), солодки голой (4), синюхи голубой (2), семена льна (2), слоевище морской капусты (2), корни шлемника байкальского (3), траву шизонепеты многонадрезанной (2 части). Все компоненты смешать, ч. л. смеси залить стаканом воды, кипятить 5 минут на малом огне, настоять 30 минут, процедить. Принимать по 30—70 мл 3 раза в день (детская доза уменьшается вдвое) до еды 3—5 месяцев.
Рекомендуется больному и диета. Подойдут блюда из круп и овощи, приготовленные на пару. Исключаются молочные продукты, орехи, хлебобулочные и кондитерские изделия, сладкие фрукты и соки из них. Применяются травы и специи: имбирь, корица, перец, солодка, базилик, гвоздика, мята. Эти травы можно добавлять в пищу и готовить из них чаи. Полезно употребление смеси соков лимона и свежего имбиря с тёплой водой.

Уникальность бакопа Монье
Медицина Аюрведы рекомендует для лечения аутизма использовать растение бакопа Монье. Его успешное применение при проявлении различных расстройств высшей нервной деятельности, в частности повышенной возбудимости, при ухудшении памяти, слабоумии, эпилепсии, аутизме уже более тысячи лет назад было описано в классических трудах восточной медицины.
Многочисленные эксперименты как российских, так и зарубежных учёных-медиков неопровержимо свидетельствуют о том, что содержащиеся в бакопе Монье вещества благоприятно действуют на клетки головного мозга, участвующие в регуляции эмоциональных реакций, лежащих, например, в основе депрессии, а также отвечающих за способность к обучению, память и сообразительность. А согласно последним исследованиям, данное растение обладает великолепным антиоксидантным действием, превосходя по этому показателю в том числе популярный витамин Е.
Именно на основе бакопа Монье и изготовлен новый высокоэффективный фитопрепарат «Бакопа Монниери» (Брами), представляющий собой полученный по оригинальной технологии таблетированный экстракт.
Редкое сочетание уникальных свойств определяет главные области применения фитопрепарата «Бакопа Монниери». Прежде всего это один из лучших антидепрессантов сбалансированного типа действия, удачно дополняющий «созидательное», стимулирующее мозговую активность начало мягким успокаивающим эффектом. Он также оказывает неоценимую помощь в решении сложных и деликатных проблем, связанных с расстройством памяти и концентрации внимания. При этом достоверно доказано, что в возрастном плане его действие в самом хорошем смысле слова «универсально», т.е. в равной степени эффективно при задержке умственного развития у детей, при переутомлении в связи с учёбой или напряжённым интеллектуальным трудом у молодёжи и взрослых, а также при проявлении ухудшений памяти у пожилых людей.
Кроме того, антиоксидантные свойства «Бакопа Монниери» замедляют процесс старения организма и действуют профилактически на связанные с ним нервные расстройства, которые, согласно представлению современной науки, вызываются именно свободными радикалами. И наконец, благодаря восстановительному механизму действия бакозидов препарат способствует скорейшему устранению последствий инсультов, нервных потрясений и черепно-мозговых травм.
Полностью отвечая всем необходимым критериям по качеству, дозировке и безопасности «Бакопа Монниери» официально зарегистрирован к применению в качестве биологически активной добавки к пище (БАД) обще-укрепляющего действия при высоких психоэмоциональных нагрузках. Это один из эффективных биокорректоров и гармонизаторов душевного состояния и надёжный помощник памяти. Он не вызывает привыкания, нетоксичен, прост и удобен в применении, имеет длительный срок хранения в обычных условиях (3 года) и не имеет выявленных побочных эффектов за исключением индивидуальной непереносимости компонентов продукта.
Способ употребления: взрослым по 2 таблетки 2 раза в день во время еды.